«Среда – третий педагог»

«Чем больше активного пространства

приходится на ребенка, тем больше

свободы для творчества, меньше конфликтов,

выше уверенность в себе»

Тигран Шмис

С самого раннего возраста современные дети проводят все больше времени в детских садах или школах. По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим педагогом ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Цель: создание благоприятных условий детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала, обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей, обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования. В детском саду созданы развивающие центры, отражающие физическое, коммуникативное, познавательное, исследовательское, творческое, социальное развитие детей.В каждой группе нашего сада есть спортивный центр, включающий в себя игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях К познавательному, исследовательскому развитию детей можно отнести центры экспериментирования, уголки природы, строительно-конструктивных игр, математики. Центр уголка природы включает в себя экологическую деятельность. В холодный период года педагоги с детьми размещают здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (ракушки, камни, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы. Центр математики (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Для коммуникативного развития детей в группах есть речевой центр. Центр речевого развития включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы детей в группах созданы музыкально — театрализованные центры. Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый). Художественно — эстетическое развитие. В центре художественного эстетического развития для детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Центр патриотического воспитания включает в себя материалы для ознакомления детей с государственными символами, праздниками и обычаями и традициями нашей страны. В нашем детском саду создан мини – музей «Этноград», способствующий нравственному, патриотическому становлению личности. Сюда приходят на экскурсии малыши, а со старшими детьми организуют квест игры, беседы, интервью. В центре сюжетно – ролевых игр оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы. Центр безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Мы считаем, что создание центра безопасности в группах помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Таким образом, созданная среда способствует организации образовательной деятельности, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группах, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, отвечает следующим требованиям: содержательность, полифункциональность, трансформируемость, доступность, безопасность, вариативность.