«Лучшие эргономические решения»

 Роль эргономико - педагогической составляющей учебного процесса заключается в создании благоприятных условий для реализации психологического и социокультурного потенциалов, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, для обеспечения высокого качества обучения, развития творческих способностей обучающихся, оздоровления педагогического труда.

Педагогическая эргономика выделяет следующие основные группы факторов учебной среды:

- физико-химические (температура, влажность, освещение, наличие шумов и т.д.);

- структуры пространства (размеры, форма, ориентация элементов пространства);

- технико-эстетические (красота форм, линий, окраски школьного оснащения и оборудования, эстетическое использование цвета, т.д.);

- социально-психологические (взаимоотношения между воспитанниками, общая социально-психологическая атмосфера в группе).

Наш детский сад   проектируется как единое целое, начиная с территории, здания, помещений и заканчивая всем предметным оборудованием, в т.ч. мебелью, светильниками, игрушками и прочим.

Групповые комнаты и рабочие места максимально благоприятно освещают, что имеет большое значение для обеспечения работоспособности воспитанников. Недостаточное освещение угнетает психику ребенка и остроту зрения и слуха, а, следовательно, работоспособность детей, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса.
Педагоги нашего детского сада в режимные моменты и во время организованной деятельности осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение температурного режима, скорости циркуляции и влажности воздуха в помещениях группы, соответствующего требованиям СанПиНа. Микроклимат в помещениях контролируется и регулируется естественным (сквозное, угловое или одностороннее проветривание) и искусственным способом (использование рециркуляторов).

  В нашем детском саду функционирует 13 групповых помещений, состоящие из групповой комнаты, спальни, туалетной комнаты, приемной.

   Групповые помещения с целью оптимизации образовательного процесса разделены на центры, соответствующие пяти образовательнымнаправлениям .  В детском саду две логопедические  группы, в каждой из которых -кабинет логопеда, оснащенный разнообразным дидактическим материалом. Спальни оборудованы многоуровневыми кроватями, в соответствии с количеством детей в группе, шторы изготовлены из ткани, обеспечивающей воспитанникам полноценный отдых во время дневного сна. Мебель во всех возрастных группах согласно требованиям СанПин подобрана с учетом роста и веса детей.

Цветовые оформления интерьеров.

Поскольку до 90% информации о внешнем мире человек воспринимает через орган зрения, многообразие цветов имеет очень важное значение. Насыщенный зеленый создает впечатление покоя, при добавлении желтого он стимулирует действие, синего - придает серьезности, вдумчивости. Желтый цвет вызывает беспокойство, возбуждает; синий - способствует углублению в сверхсознание; темно-синий и фиолетовый внушают печаль.

В нашем детском саду мы придерживаемся основного правила – цвета, занимающие основную площадь, не яркие, спокойные; более яркие цвета занимают наименьшую площадь, что служит акцентом на значимых деталях. Цветовое оформление учебного оборудования в группах гармонирует с цветами помещения  (рекриации).

С целью сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в здании детского сада оборудован  спортивный зал, в котором   организуются разные виды деятельности детей в игровой форме; зал оснащен  оборудованием, игрушками и пособиями; созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса.  

Для обеспечения положительных социально-психологических факторов в нашем спортивном зале  имеется «сухой дождь», который обеспечивает быстрое снятие усталости, раскрепощает, устанавливает положительный контакт между ребенком и взрослым, что значительно повышает эффективность и результативность работы. Также имеются    игровые модули, они многофункциональны, долговечны, изготовлены из экологически чистых материалов. Посредством игры с мягкими модулями педагог дает задания, которые не только поддерживают интерес к обучению, но и активизируют познавательную деятельность, двигательную сферу, коммуникативные навыки.

Влияние растений на предметно-развивающую среду.

В системе улучшения условий труда большое значение имеет подбор оздоровительной флоры, способствует нормализации состава воздуха, снятию нервно-эмоциональной и зрительной усталости, эстетическому оформлению интерьера помещений детского сада

Подбирая комнатные растения для групповых помещений, мы придерживаемся следующих критерий:

- растения подобраны в соответствии с программными требованиями определенной возрастной группы;

- запах растений не может быть сильным, отвлекающим;

- растения не должны вызывать аллергическую реакцию;

- растения не должны закрывать проходы, затемнять окна или светильники.

Озеленение групповых помещений и рекреаций гармонично сочетается с общим интерьером.

На территории детского сада размещены участки по количеству групп, оборудованные новыми верандами и малыми архитектурными формами. Каждая участок оформлен в своем, индивидуальном стиле. Важное значение имеет игровое начало предметно-пространственной среды. Для дошкольников и школьников (особенно младших) естественным является усвоение навыков и знаний через игру.

Итак, образовательно-развивающая среда обеспечивает комфортное пребывание детей в детском саду, сохраняет их здоровье, способствует адекватному поведению. Благодаря правильно организованной среде каждый ребёнок может найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.