Консультация «Музыка в коррекционной группе.
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе. При решении как коррекционных, так и общепедагогических задач, на музыкальных занятиях, дети с особенностями в развитии преображаются. Под влиянием музыки, игр и логоритмических упражнений положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей.
Основные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи:
- Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто, такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.). Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи. Это вызывает соответствующие трудности в работе над пением.
- Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У таких детей наблюдаются проблемы с запоминанием названий музыкальных произведений, фамилий композиторов. Им бывает сложно узнать даже знакомую музыку по вступлению или по фрагменту мелодии. Легче воспринимается музыка вокальная, чем инструментальная, т. к. в ней единство текста и музыки, и звучание музыки в этом случае связывается с каким-либо конкретным образом.
- Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
У детей с нарушениями речи нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
- Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
- Состояние психомоторных и сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи значительно ниже возрастной нормы;
- Отмечается дефицит таких процессов, как внимание и память, общая, мелкая и артикуляционная моторика, зрительно-пространственная ориентация и речеслуховое восприятие.
- Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять. Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.
Цель и задачи музыкального воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: музыкальное развитие детей и коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.
Помимо общих задач музыкального воспитания работа направлена на решение коррекционных задач.
Коррекционные задачи:
- Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
- Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует делить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры) игра на детских музыкальных инструментах. В занятия включаются речевые игры и упражнения на развитие дыхания.
- Игроритмика: основа для развития чувства ритма, способствует координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям: характеру, метроритму, темпу.
- Горизонтальный пластический балет: комплекс плавных упражнений на полу, при помощи которых, дети погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций;
- Упражнение на развитие дыхания;
- Логоритмическая разминка: не большие по размеру, простые по содержанию. Они проговариваются нараспев, или поются, сопровождая пение простыми движениями;
- Музыкально - игровое упражнение по слушанию: позволяет развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия;
- Сказки – шумелки: это забавные упражнения для слухового восприятия, развития речи и внимания. Шумовое сопровождение развивает мелкую моторику рук, фантазию, коммуникативные качества;
- Коммуникативный танец: для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- Музыкальная подвижная игра: Речевое развитие детей формируется и корригируется посредством музыкально-двигательных, рече-двигательных игр. Направлена на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп, ритм движений с темпом и ритмом музыки, а также и словом;
- Игра на детских музыкальных инструментах: применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук;
Взаимосвязь речи, музыки и движения является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.