«Огонь опасен, к сожаленью, для всех людей без исключения!».

 

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т. Г. Хромцов

 

В данном мире, где мы живем, много опасностей, которые угрожают здоровью, жизни нас и наших детей. Ежедневно газеты, радио и телевидение оповещают об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, которые влекут за собой гибель людей. Чтобы была повышена у детей защищенность, для этого необходимо детям научиться наблюдательности, умением проанализировать там, где ошибаются в каких - либо поступках, которые приводят к неприятностям, и отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками правильных действий в случае проявления опасностей.

Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не ново. Особое внимание надо обратить на ответственность родителей и всех взрослых за судьбы детей, за пожары, возникающие из-за их шалости и неосторожного обращения с огнем. В практике же воспитания детей в семье их шалости с огнем часто недооценивается.

Дети тянутся к огню, который так просто и легко можно вызвать с помощью спичек или бытовых зажигалок. Родители, заметив интерес детей к этим предметам, должны, не откладывая на потом, рассказать сыну или дочери о силе вышедшего из повиновения огня, неисчислимых бедах, которые он может принести, если обращаться с ним неумело и небрежно. К сожалению взрослые этого не делают. Более того, иногда они разрешают ребенку зажечь спичку, зажигалку для прикуривания, погасить пламя. Порой взрослые потакают малышам, создают условия для игр и забав с открытым огнем и бытовыми электроприборами, не отдавая себе отчета в том, как опасны эти шалости. И именно это приводит к беде.

Дети дошкольного возраста отличаются чрезмерной восприимчивостью. Все, что видят, становится предметом их внимания. Они стараются подражать родителям в общении с вещами, применяемыми повседневно, но у детей нет опыта, способствующего пониманию опасности того или иного действия, отсутствуют навыки обращения с предметами.

В работе с детьми по формированию основ пожарной безопасности нужно учитывать следующие моменты:

  1. Целесообразно использовать при обучении как можно больше средств, воздействующих на различные анализаторы-зрительный, слуховой, кинестатический (двигательный), обонятельный, тактильный.
  2. Работая без наглядной опоры, - словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок, схема.
  3. Восприятие художественных текстов, поэзии. Чем выразительнее преподносится текст, тем отчетливее возникают образы в душе ребенка.
  4. Эмоционально - образное изложение способно найти свое отражение в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании) и в большей степени самостоятельной деятельности детей.
  5. Ведущее место в развитии дошкольника занимает игра, поэтому в формировании основ пожарной безопасности целесообразно использовать разные игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, драматизации и др.)
  6. Необходимо учитывать анатомо-физиологические, психологические особенности детей каждой возрастной группы, в которой будет производиться данная работа, их пол, индивидуальные особенности.

В старшей группе «Бөбек» прошел челлендж: «Огонь опасен, к сожаленью, для всех людей без исключения!».

Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными. Ее результат зависит от профессиональных качеств педагога, степени учета им индивидуальных, возрастных особенностей детей, арсенала методических средств и приемов, приемлемых для детей каждой возрастной группы.

В период дошкольного детства активно осваивается мир и ценностная взаимосвязь мира с природой, социума и человека; а также процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.