В нашей группе мы активно используем систему М. Монтессори. Она основана на методике итальянского педагога, психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и мыслителя, первой половины XX века Марии Монтессори.
Суть ее метода заключается в том, чтобы дать ребенку свободно развиваться, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. В таких условиях с раннего детства формируется индивидуальность, доверие к миру и интуитивная уверенность в том, что его любят и ценят.
Методы Монтессори-педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем умственного, психического, речевого развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении. Так, выполняя упражнения в практической жизни, ребенок учится ухаживать за собой, своими вещами. Упражнения по уходу за окружающей средой помогают ребенку с ООП научиться соблюдать чистоту, аккуратно обращаться с вещами, убирать их на место.
Монтессори охватывает ряд зон:
- зона практической жизни – предназначена для развития координации движений и моторики, имеет особенное значение для детей с ООП. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать; мыть стол и т.д.
- зона сенсорного развития – предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, вкус, форму различных предметов;
- зона коммуникативная— обеспечивают материалами, основной целью которых является интеллектуальное развитие ребенка, расширение словарного запаса — все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Самостоятельная работа с материалами М. Монтессори по сенсорному воспитанию не только знакомит детей с сенсорными эталонами цвета, формы, величины, но и позволяет детям стать более независимыми, самостоятельными в будущем.